Найти своё место в группе сверстников, получить их признание, устанавливать и развивать отношения с ребятами — всё это ключевые психологические задачи подросткового возраста. Именно поэтому тинейджерам свойственно тратить немалую долю их времени и энергии на общение со сверстниками.
Почему общение так важно в этом возрасте? Можно представить, что это своего рода школа, которая готовит к коммуникациям и выстраиванию отношений во взрослой жизни, ведь очень скоро повзрослевшему ребёнку нужно будет общаться с однокурсниками, а затем и коллегами. По этой же причине общение подростков качественно отличается от общения детей младшего возраста. Тинейджеры осваивают взрослые формы общения, перенимая и копируя многое из того, что они наблюдают в поведении взрослых (возможно, ребята делают это не всегда умело, но ведь они только учатся).
Если у подростка есть сложности с общением и выстраиванием отношений со сверстниками, то немалая часть энергии будет тратиться им на переживания и попытки исправить ситуацию, соответственно на другие сферы жизни ресурсов неизбежно будет не хватать. И обычно страдает учёба: у большинства ребят в 12–16 лет снижается средний балл, однако резкие изменения в оценках могут быть симптомом напряжения и сложностей в важных для подростка сферах жизни. Очень часто это связано с проблемами в общении: конфликтами, сложностями с поиском своего места в коллективе, травлей, отсутствием близких друзей, влюблённостью, предательством и т.д.
Друзья, да и просто сверстники, могут стать для подростков более значимыми людьми, чем мама и папа. Это обусловлено другой важной задачей возраста — психологическим отделением от родителей (сепарацией).
Отделение — это не просто причуда возраста, это один из важнейших шагов на пути взросления, именно поэтому подростки начинают меньше общаться с родителями и намного больше — со сверстниками.
По этой же причине подростки подвергают сомнению многое из того, что слышат от своих мам и пап, в том числе и то, что кажется родителям полезным и важным. Часто подростку важнее услышать информацию от друзей, чем от родителей. Если друзья решили взяться за ум, чтобы поступить в хороший вуз, — это может стать мотивирующим фактором для подростка. А если среди друзей стало «модным» игнорировать учёбу, то родителям может быть крайне сложно убедить подростка в том, что оценки значимы для его будущего.
Когда родители размышляют о друзьях ребёнка, им следует помнить, что все дети разные, у каждого своя потребность в общении; в том, сколько ему необходимо контактов для комфортного существования. Кому-то нужно много друзей-приятелей, он хорошо себя чувствует в большой компании. Кому-то достаточно одного-двух друзей и нечастого общения. Самый важный критерий благополучия в данной сфере не количество друзей, а степень удовлетворённости подростка общением со сверстниками.
Родители не должны путать собственные представления о том, как должно складываться общение, с реальными потребностями подростка. Один подросток, будучи душой компании, страдает при этом от отсутствия друга, с которым бы сложились глубокие эмоциональные отношения. У другого может быть всего один друг, с которым он общается один-два раза в месяц, и ему этого вполне достаточно.
У мальчиков и у девочек нет принципиальной разницы в подходах к дружбе и общению, в основном отличается лишь содержание этого общения. Потребность же в принятии, признании, нахождении общих интересов и совместной деятельности — абсолютно одинаковы и у мальчиков, и у девочек.
Индивидуальные различия в сфере общения проявляются гораздо сильнее, чем различия между полами. Бывает, что ребята одного пола легче сходятся и дружат с ребятами другого пола — это тоже нормально.
Общение в Интернете — относительно новое явление. Несмотря на то, что социальным сетям уже больше десяти лет, никто ещё не знает, как на самом деле влияет онлайн-коммуникация на потребность в общении и привычки. Практические психологи, работающие с подростками, наблюдают следующее:
Родителям следует понять, что онлайн-коммуникация – часть современной жизни. С ней невозможно и даже вредно бороться. Но, как и любому другому виду общения, ей тоже нужно учиться.
Онлайн-общение имеет свойство затягивать, поэтому родители должны регулировать количество времени, проведённого подростком с телефоном или за компьютером. Но нужно быть аккуратными в инструментах, чтобы не получилось так, что вы боретесь не с телефоном, а с друзьями ребёнка.
Помимо этого, родителям необходимо обсудить с подростком возможные риски, связанные с общением в Интернете. Например, можно вместе поучаствовать в обучающей интернет-безопасности игре «И-Риски.рф».
Когда в каких-то сферах жизни подростка (помимо общения) возникают сложности, то первое, что приходит в голову родителям, — ограничить его общение с друзьями. Однако это далеко не всегда эффективно и всегда — рискованно. Конечно, иногда такие меры дают позитивный эффект, и подросток начинает делать что-то полезное, но родители должны осознавать, что вмешиваются в одну из наиболее значимых для тинейджера сфер жизни. В сложной ситуации давление с их стороны может поставить подростка перед выбором: или друзья, или родители. И есть немаленькая вероятность, что выбор будет сделан в пользу друзей.
Самые острые вопросы обычно касаются того, как и с кем именно общается подросток.Что важно понимать родителям, которые тревожатся по этому поводу?
Во-первых, что их ребёнок уже не в том возрасте, когда фраза «Не дружи с Петей — он плохой!» приведёт к желательному результату. Скорее всего, подросток начнёт ещё чаще общаться с Петей.
Во-вторых, что влиять на выбор друзей они могут лишь косвенно. Что родители точно могут — это лучше узнать друзей сына или дочери. Есть много способов: пригласить ребят в гости и угостить их чаем, организовать совместный выезд или иной досуг, больше обсуждать с подростком его друзей и отношения с ними... И может оказаться, что друзья не такие уж и плохие.
Однако, если родители всё же решатся оградить подростка от общения с конкретной компанией, очень важно сделать это так, чтобы не разрушить их собственные отношения с ребёнком.
Подростковый возраст очень динамичный. Это проявляется в том числе и в общении: ребята часто ссорятся, быстро мирятся, переживают влюблённости и предательства, сталкиваются с совместными проблемами и сложностями. Всё это нормально для тинейджеров. Однако бывает так, что резко меняется сам стиль общения. Для родителей это должно стать поводом обратить на подростка внимание и попытаться понять, что происходит в его жизни. Часто это связано с серьёзным конфликтом, разочарованием, обидой и болью, но также за этим могут стоять и более опасные обстоятельства, например, травля или агрессия со стороны кого-либо. Часть этих ситуаций надо просто пережить, но в некоторых из них подростку нужна не только эмоциональная поддержка, но и защита со стороны родителей.
Повлиять на выбор подростком друзей родители могут не всегда, однако им под силу:
Что делать родителям, если подросток связался с плохой компанией?
В такой ситуации проще всего повлиять на контакты подростка через среду (район, дом, школу, секцию) и предпочесть такую, где возможность влияния плохой компании будет минимизирована. Однако, прежде чем пытаться оградить подростка от общения с конкретными ребятами, важно убедиться, что их компания действительно опасна для него.
Самое здравое, что могут сделать родители, чтобы уберечь ребёнка от нежелательного общения, — развивать у подростка самостоятельное мышление, уверенность в себе и коммуникативные навыки.
Страшна не плохая компания сама по себе, а те действия, которые может совершить ребёнок под её влиянием. Уверенному в себе и самостоятельно мыслящему молодому человеку гораздо легче противостоять негативному влиянию других ребят.
Если вас как родителя тревожит то, что происходит у подростка в сфере общения (отсутствие друзей, частые конфликты, агрессия, большое количество поверхностных отношений, личные драмы, неумение устанавливать контакты и т.д.), — это повод обратиться за помощью к психологу.
Никита Карпов, детский психолог,
директор по развитию Центра психологического
обучения детей и родителей «Архитектура будущего»