Подростковый возраст — время поиска ответов на вопросы «Кто я?», «Какой я?», «Что я могу?», «Чего я стою?». С этими поисками связаны и потребность в самоутверждении, и стремление освободиться от контроля взрослых, и тенденция группирования со сверстниками, и возникновение различных увлечений. Ими же вызваны и различные формы рискованного поведения, в том числе первые пробы психоактивных веществ (ПАВ).
Психоактивными, или наркотическими, называются любые вещества, которые при введении в организм человека влияют на то, как он думает, чувствует и (или) ведёт себя.
Любые наркотики работают по одному и тому же принципу: они конкурируют с естественными веществами (нейромедиаторами), которые вырабатываются мозгом для регулирования и контроля поведения. Все психоактивные вещества вмешиваются в работу системы вознаграждения мозга, в результате чего он (ошибочно) решает, что наркотик — это что-то хорошее и полезное.
С медицинской точки зрения, и никотин, и алкоголь являются наркотическими веществами, хотя с юридической точки зрения это не так.
Обычно к первой пробе подталкивают любопытство, стремление к новым впечатлениям, налёт ритуальности и магии; желание испытать себя, стать «крутым»; подражание взрослым.
Благодаря своей доступности, наиболее часто употребляемыми подростками психоактивными веществами являются алкоголь и никотин. По статистике, пик приобщения к курению и алкоголю приходится на 13–16, а к наркотическим веществам — на 15–17 лет.
Это связано с тем, что курение, употребление алкоголя и наркотиков помогают регулировать эмоциональное состояние (получать удовольствие и избегать напряжения и боли), служат своеобразным пропуском в различные тинейджерские субкультуры, формируют чувство принадлежности к группе, поддерживают ощущение взрослости и освобождения.
Нежелательное поведение нельзя просто запретить или устранить. Необходимо выяснить, что привело подростка к потребности в наркотиках, и помочь найти другие — безопасные — способы достижения этих целей.
Чтобы лучше понять, что может подтолкнуть подростка к употреблению психоактивных веществ, попробуйте ответить на два вопроса: «Что вы любите делать?» и «Что вы делаете, когда вам плохо?». Наверное, получились внушительные списки. Вы счастливчик, если в каждой сфере жизни у вас есть любимое занятие: вам нравится руководить отделом и заниматься сексом с женой, ходить на футбол со старшим сыном и играть в снежки с младшей дочерью, разговаривать с лучшим другом о политике и петь под гитару на семейных сборищах у родителей, мечтать в одиночестве и делиться своими переживаниями с близкими... И, наверное, когда случается что-то неприятное, у вас много способов преодолеть это. Может быть, среди этих способов есть употребление алкоголя, а может, нет, но в любом случае у вас есть выбор и вы сами решаете, как будете переживать состояние «плохо» и справляться с ним. А теперь представьте себе человека, у которого есть только один способ: лечь перед телевизором и пить пиво или сесть на кухне и курить сигарету за сигаретой. Как вы думаете, кто больше рискует стать зависимым? Ответ очевиден.
А знаете ли вы, что делают ваши дети, когда им плохо? Можете ли вы спокойно и доверительно поговорить с ними об этом? Учите ли вы их узнавать, выражать и описывать чувства словами? Способны ли вы сказать и услышать правду? Если да, то вы сможете справиться даже с самыми сложными ситуациями!
Взрослые являются для подростков примером не только в том, как добиваться успеха, но и в том, как переживать поражения. Важно, чтобы ваши дети видели, как вы справляетесь с трудностями.
Если вы живёте в согласии со своими ценностями — подростку есть от чего оттолкнуться. Даже если он не хочет вас слушать, даже если вам кажется, что вы совсем не можете на него повлиять, начинайте меняться сами. Семья — это система, в которой изменение любого элемента обязательно приводит к изменению всех остальных частей.
Универсальные рекомендации по семейной профилактике — это открытость, доверие и взаимоуважение между родителями и ребёнком и готовность в трудной ситуации обратиться за помощью к специалистам.
Биологические и нейропсихологические особенности подросткового возраста только подготавливают почву для формирования склонности к рискованному поведению, ключевыми же являются психологические и семейные факторы.
Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга. Никогда нельзя сказать заранее, кто станет зависимым от психоактивных веществ, а кто остановится после двух–трёх проб. Однако существует ряд биологических, генетических, личностных, семейных и социальных обстоятельств, увеличивающих или уменьшающих шансы подростка стать зависимым от алкоголя или наркотиков. Назовём их факторами риска и факторами защиты.
Психологические факторы риска:
Семейные факторы риска:
Факторы, снижающие риск употребления ПАВ, или На что же могут повлиять родители:
Основной целью воспитания и одновременно профилактики зависимости от психоактивных веществ является помощь подростку в том, чтобы он взял на себя ответственность за собственную жизнь, был способен эффективно развиваться и преодолевать жизненные трудности и проблемы. Профилактику следует начинать задолго до достижения ребёнком подросткового возраста, но это совсем не значит, что в подростковом возрасте уже ничего нельзя сделать.
Быть хорошими родителями — значит, поступать правильно, когда ребёнок ошибается.
Джон Роузмонд
Что же стоит или не стоит делать родителям, чтобы предотвратить употребление подростком ПАВ?
Неэффективно и даже вредно:
Эффективно и полезно:
Помните: если родители запрещают ребёнку иметь собственную точку зрения и отказываться от того, что предлагают или требуют сделать взрослые («Поцелуй тётю Таню!», «На тарелке не должно оставаться ни крошки!», «Как ты смеешь спорить с отцом?»), чрезмерная уступчивость будет присутствовать и в его дальнейшей жизни («Неловко отказать, если о чём-то просят» — даже если просят выпить за компанию).
Будьте готовы к тому, что негативные чувства могут быть связаны с вами — подростки часто злятся на родителей, и это нормально.
Помните: если в семье не принято разговаривать друг с другом, специальный разговор о вреде наркотиков не поможет.
Старайтесь поднять их [подростков] в собственных глазах, продолжайте делать это, даже если кажется, что вы, как говорится, ломитесь в закрытую дверь.
Франсуаза Дольто
Существуют две группы признаков употребления — поведенческие и физиологические.
Поведенческие признаки неспецифичны и необязательно связаны с употреблением наркотиков, однако их появление в любом случае свидетельствует о неблагополучии и требует внимания взрослых. К таким признакам относятся: нарастающая скрытность, лживость, снижение интереса к учёбе и другим видам деятельности, поздний отход ко сну, появление новых сомнительных друзей, неопрятность, беспричинная смена настроения. Тревожным звоночком является пропажа денег или ценных вещей из дома. Если при этом вы находите у своего ребёнка шприцы, кусочки фольги, пакетики с веществами, похожими на пластилин или сахар, сомнений в употреблении ПАВ оставаться не должно.
К физиологическим признакам относятся: расширенные или суженные зрачки, бледность или покраснение кожи; несвязная, смазанная, замедленная или ускоренная речь; потеря аппетита, похудение, иногда — чрезмерное употребление пищи или чередование этих периодов; плохая координация движений, запах алкоголя или другой странный химический запах изо рта, от кожи или одежды.
Не все из этих признаков могут свидетельствовать об употреблении наркотиков, но в любом случае требуется консультация специалиста — психиатра или психиатра-нарколога.
Если вы подозреваете своего ребёнка в употреблении ПАВ, можно самостоятельно провести тест на наркотики, но учитывайте несколько моментов:
И, конечно, если проблема уже возникла, не оставайтесь с ней один на один.
Родители часто стыдятся признаться в том, что их ребёнок употребляет наркотики или злоупотребляет алкоголем, либо стремятся приуменьшить проблему. Но чем раньше вы начнёте искать её решение; чем раньше поймёте, что помощь требуется не только ребёнку, но и всей семье, и обратитесь за такой помощью, тем больше шансов на положительные изменения. Ищите доступ к объективной и профессиональной информации о зависимости — это поможет вам сориентироваться в путях получения помощи и избежать типичных ошибок, которые случаются при выборе лечения.
Елизавета Красильщикова, медицинский психолог,
СПб ГБУЗ «Городская наркологическая больница»