Аббревиатура ЗОЖ и понятие «здоровый образ жизни» ворвались в нашу жизнь широким фронтом: от государственных программ поддержки спорта и физической культуры до небезызвестной саркастической песни. Вездесущая «Википедия» определяет ЗОЖ как «образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом».
Особенность этого явления — сочетание определённых видов сознательного поведения (физической активности, здорового питания, психогигиены) с одновременным отказом от вредных привычек (употребления алкоголя и табака, нездорового питания, малоподвижного образа жизни). Бонусами ЗОЖ считаются увеличение продолжительности жизни на двенадцать–семнадцать лет (если человеку уже больше сорока лет) и улучшение качества этой жизни, связанное со снижением вероятности возникновения хронических заболеваний и сопутствующих им ограничений активности.
Трудно себе представить отца, не желающего своему ребёнку долгой жизни и отменного здоровья. Проблема в том, что прямолинейная агитация «за всё хорошее против всего плохого», а то и принуждение с использованием родительской власти в лучшем случае вызывают у подростка скептическое отношение, а в худшем — опасное противодействие.
И речь не о том, что взрослеющего человека не надо учить совсем. Мнение, что в подростковом возрасте дети всё равно не будут слушаться родителей, ошибочно. Это возможно в исключительных случаях, например, при полной потере контакта с ребёнком, грубости и насилии со стороны родителей, но такая реальность создаётся не подростком, а взрослыми. Нудное морализаторство — тоже проблема взрослых, а не детей.
Почему противодействие подростка может быть опасным? К сожалению, поговорка «Назло бабушке уши отморожу» не такая уж забавная. Она почти буквально описывает возможную реакцию подростка на давление и насилие. Не имея ресурсов взрослого, подросток может начать отстаивать своё право на самостоятельность именно таким способом, даже если в действительности у него нет интереса к курению и употреблению алкоголя. И, конечно, заинтересовать подростка тем, как здорово ему будет после сорока лет, весьма сомнительно. Время для него течёт по-другому, и эта перспектива даже на горизонте не просматривается.
Вот несколько рекомендаций для тех родителей, которые поставили себе цель сделать ЗОЖ частью жизни своего ребёнка.
Для начала нужно ясно определить свои цели, честно проанализировав собственные возможности относительно того, хватит ли сил, времени и терпения заниматься этим долго и упорно. Если рьяно взяться за дело и быстро охладеть к нему, то потери будут заключаться далеко не в отсутствии у ребёнка привычки делать зарядку по утрам. Дети копируют не только успешное поведение своих родителей, поэтому есть риск, что вместе с потерей базового интереса к ЗОЖ будет скопирована и привычка бросать начатое на полпути. Если вы не уверены, что терпения хватит — лучше не начинать или ограничиться пассивной ролью поддержки возникшего у ребёнка независимо от вас интереса к спорту или здоровому питанию. (Слово «пассивной» не несёт негативного смысла: о такой не худшей стратегии, как подкрепляющая поддержка, поговорим ниже.)
Поставьте себе не абстрактные, а конкретные цели. Такая формулировка, как «Хочу, чтобы ребёнок вёл здоровый образ жизни», не годится. Конкретная цель — это, например, когда ребёнок будет два раза в неделю с интересом ходить в спортивную секцию или начинать утро с десяти отжиманий от пола. Важно, чтобы цели были достижимыми! Не стоит превращать их в погоню за результатом. Это тот редкий случай, когда процесс важнее результата. Следует определиться и с приоритетами. «Всё и сразу» тоже не годится.
В принятии ребёнком той или иной идеи это, пожалуй, самое главное. Папа, все выходные лежащий на диване перед телевизором с бутылкой пива, имеет значительно меньше шансов преуспеть с внедрением «проекта ЗОЖ» — подростки очень чувствительны к фальши. Правда, шанс есть и в этом случае, если, например, ребёнок увлёкся спортом под влиянием своих друзей. Тогда лучше совсем не рассуждать о пользе здорового образа жизни, а просто похвалить, выказать уважение или даже попросить совета о том, какие упражнения лучше делать, какой вид активности предпочесть, чтобы измениться самому. Это очень мощный способ дополнительно мотивировать подростка и поддержать отношения с ним в этом трудном возрасте.
В случае же позитивного родительского примера «Делай как я» — кратчайший путь к принятию ребёнком идеи ЗОЖ, правда, не самый простой. Однако, даже если дети не последуют родительскому примеру так скоро, как хочется родителям, есть ещё отложенный эффект: если сын не начал делать зарядку в пятнадцать лет, это не значит, что он не придёт к ЗОЖ в тридцать под влиянием примера физически активного отца, поскольку личный пример родителей всегда оставляет след в сознании их ребёнка. Более того, о нём рассказывают и внукам: «Твой прадедушка до восьмидесяти лет каждое воскресенье по утрам на лыжах бегал. Очень это дело любил».
Это требует гибкости, дипломатичности, а иногда и хитрости. Если вы не приучали ребёнка к спорту с раннего детства, но активно покупали ему бургеры с газировкой, начинать «проект ЗОЖ» в подростковом возрасте будет непросто. Но если вы проявите волю и упорство, то шансы добиться успеха есть.
Помните о подкрепляющей поддержке. Нужно быть внимательными к ребёнку, знать о возникающих у него увлечениях и не пропускать возможность вовремя подкрепить эти интересы. Ребёнку нравятся фильмы про восточные единоборства? Купите кимоно для занятий каратэ или дзюдо. Вполне вероятно, что сначала подросток похвастается им перед друзьями в Инстаграме, а потом решит сходить в секцию. Если встретит хорошего тренера, то спорт может стать частью его жизни. Конечно, не исключено, что зря купите, да и тренера ребёнок может не встретить, а впоследствии вообще увлечься программированием, но важно использовать каждый шанс. Подкреплять интерес подростка намного эффективнее, чем принуждать его делать то, что ребёнку не хочется. Бывает, правда, что и без принуждения не обойтись, однако нужно уметь быть настойчивыми без насилия.
Особенностью подросткового возраста является смена значимых других. Родителям приходится смириться с тем, что мнение школьных приятелей или симпатичной девочки в этот период несравнимо важнее их собственного мнения. Это нормально. Но что делать с этим в «проекте ЗОЖ»? Для начала следует узнать, чем интересуются эти значимые другие, что модно в их среде. Идеальное решение — заручиться поддержкой авторитета подростковой среды. Например, если узнали, что лучший друг пошёл в секцию, спросите, не хочет ли ваш ребёнок присоединиться. Речь идёт, разумеется, только о принятии полезного поведения, ведь в окружении подростка может появиться и мотивация к деструктивному поведению и вредным привычкам, что ещё раз подтверждает важность особого внимания к детям в подростковом периоде. Главное, чтобы это внимание было деликатным и не превращалось в навязчивый контроль, что точно противопоказано, если ставится цель вовлечения подростка в ЗОЖ.
Здесь главный вопрос — как стимулировать интерес подростка к ведению здорового образа жизни. Рассказывать о полноценной жизни до ста лет — не лучшая стратегия. Унылое «пить и курить вредно, а заниматься спортом — полезно» тоже. Тогда как?
Прежде всего — деликатно и осторожно (это очень важно при общении с подростками). Красивая фигура, ценимая сверстниками и сверстницами, — хорошая мотивация. Но говорить подростку: «Что-то ты растолстела» или «Да ты совсем хилый и дохлый» — недопустимо. Он или она, скорее всего, и так переживают по поводу своей неидеальной внешности, и подобные слова могут привести к сильнейшей психологической травме, а то и к серьёзным заболеваниям типа анорексии. Хуже могут быть только сравнения со сверстниками не в пользу ребёнка: «Посмотри, какая Маша стройная, а ты совсем распустилась, ешь один шоколад».
Хороший способ информирования — узнать, кто из значимых для ребёнка артистов, блогеров, спортсменов опубликовал позитивную информацию о ЗОЖ и перепостить её или отправить ссылку в чате. В комментарии лучше говорить о том, что понравилось вам. Для подростков очень важно быть в тренде.
Довольно эффективно для поддержания контакта обратиться за советом: «Хочу начать заниматься скандинавской ходьбой. Слышал про это? Что думаешь?» Или вместо «Прекрати пить столько сладкой газировки!» можно спросить: «Как думаешь, правда, что сладкая газировка приводит к ожирению быстрее, чем жирная еда? Услышал по телевизору, но как-то не верится…» Это позволит лишний раз подчеркнуть значимость мнения ребёнка и мотивировать его на поиски информации.
Взяв на вооружение несколько этих очевидных рекомендаций и главный родительский ресурс — терпеливую настойчивость, — можно помочь подростку приобрести устойчивые привычки ведения здорового образа жизни. Ключевое слово — устойчивые, потому что целью этой непростой родительской работы является, конечно, вся последующая счастливая и здоровая жизнь человека, который и в пятьдесят лет будет оставаться для папы с мамой их ребёнком.
Иван Колпаков, психолог-консультант,
эксперт в области работы с отцами