Удивительно, но мы живём в то время, когда финансовые вопросы и тема денег в целом табуируются не меньше, чем тема смерти или секса. Сегодня не принято спрашивать у друзей, сколько они зарабатывают, часто даже супруги не знают размеров доходов друг друга. А если учитывать повсеместное внедрение различных электронных средств оплаты, то становится вообще не понятно, как говорить с детьми о деньгах. Финансы превращаются в нечто виртуальное. И если раньше мы сами, будучи детьми, могли «экономить на пирожках», то современные дети и денег-то как таковых не видят, даже в школьных буфетах всё чаще встречается оплата картами. Тем не менее, финансовая грамотность — одна из наиболее востребованных компетенций современного человека. Как же её формировать?
Для начала необходимо проанализировать, как именно в вашей семье принято обращаться с деньгами. Что для вас значат деньги? Сведущи ли вы в финансовых вопросах? Это важно, поскольку ваши собственные установки очень сильно повлияют на то, как будет относиться к финансам ваш ребёнок.
Многие взрослые впадают в крайности. На одном конце шкалы те, кто считает деньги высшей ценностью, самоцелью, к которой нужно стремиться всеми правдами и неправдами. Такие родители говорят своему ребёнку: «Я же всё для тебя делаю!» (имея в виду зарабатывание денег) или «Когда начнёшь сам зарабатывать, тогда и будешь решать!» (показывая ребёнку, что права в этой жизни имеет тот, у кого больше денег). В противоположную крайность впадают те, кто уверяет, что деньги — это не главное, не в них счастье и богатство всех портит. Эти родители транслируют своим детям установку о том, что деньги — нечто, недостойное уважения и внимания. Поэтому, прежде чем обучать основам финансовой грамотности своих детей, стоит разобраться с самим собой. Любые педагогические требования воспринимаются ребёнком через призму поведения родителей. Не стоит требовать от детей того, что вы не умеете сами.
Ребёнку важно видеть, как взрослые взаимодействуют с финансами:
Снабжать детей деньгами на карманные расходы имеет смысл с момента достижения ими младшего школьного возраста. Сумма и периодичность определяются индивидуально, но однозначно они должны коррелировать с возрастом: чем младше ребёнок, тем меньшая сумма ему нужна. Впрочем, в данном вопросе важна не сумма как таковая, а демонстрация доверия родителей ребёнку, предоставление ему возможности попробовать свои силы в сфере финансов. Чтобы ребёнок узнал цену деньгам, ему важно приобрести определённый опыт взаимоотношений с ними: тратить их на ерунду, терять; не понимать, на что именно потратил, и т.д.
Также следует учитывать возможности ребёнка, связанные с планированием его личного бюджета, и не забывать постепенно развивать эти способности. Например, младшему школьнику лучше давать деньги на карманные расходы ежедневно небольшими суммами, поскольку он ещё не может планировать траты на неделю вперёд. Подростку можно давать сумму на неделю вперёд, а старшекласснику — раз в две недели. Конечно, это лишь общие рекомендации, и всегда нужно принимать во внимание индивидуальные особенности ребёнка.
Психологи не рекомендуют поощрять финансово хорошие оценки ребёнка, его работу по дому или помощь с младшими братом или сестрой. Материальная мотивация, конечно, работает, но недолго и неэффективно: вскоре ребёнок перестанет вообще что-либо делать без денег либо будет просить «повышения зарплаты». Что касается платы за оценки, тут есть ещё один подводный камень: у ребёнка формируется установка, что учёба и оценки — это лишь для родителей; результатом становится снижение ценности образования и знаний как таковых и преуменьшение их значения для будущего ребёнка.
Однако здорово, если у подростка будет возможность легально зарабатывать, выполняя какую-либо дополнительную работу. Имеет смысл поощрять желание подростка подработать на каникулах.
Важно не вмешиваться в то, как ребёнок захочет распорядиться собственными деньгами (за исключением тех случаев, когда это угрожает его жизни и здоровью).
Наказывать лишением карманных денег тоже не стоит. Так вы выбираете не совсем верный канал воздействия. Если мы хотим показать ребёнку, что деньги — это ресурс, то и относиться к ним нужно, как к ресурсу: есть возможность — даём, нет — не даём, не наделяя деньги сверхценностью и сверхзадачами, связанными с санкциями. Мы же не лишаем ребёнка других ресурсов в воспитательных целях?
1. Финансовая грамотность начинается с наличия финансов.
Давайте детям карманные деньги, обозначьте круг возможных трат и не контролируйте их. Наличие свободных денег развивает самостоятельность (ребёнку самому нужно принимать решение о том, копить или тратить), уверенность в себе и ответственность за последствия трат.
2. Поддерживайте идею о легальной работе подростков.
Дайте подростку возможность почувствовать, что значит зарабатывание денег. Это один из лучших способов узнать им цену.
3. Обсуждайте с подростком вопросы расходов: можно ли их как-то оптимизировать и контролировать и для чего.
Предложите изучить квитанции на оплату коммунальных услуг, чтобы ребёнок понял, что происходит, например, когда свет в коридоре остаётся включённым.
4. Поддерживайте начинания по личному планированию.
Если ваш ребёнок на что-то копит, интересуйтесь тем, как идёт процесс, сколько осталось накопить, можно ли ускорить накопление и как.
5. Предлагайте ребёнку самостоятельно изучать вопросы ценообразования на те или иные планируемые приобретения.
В случае покупки чего-то дорогостоящего предложите подростку самостоятельно сравнить цены на желаемую вещь и, если он обнаружит предложение выгоднее того, что нашли вы, разрешите ему забрать («заработать») денежную разницу.
6. Помните, что деньги — это объект, через призму которого можно увидеть многие трудности в жизни подростка.
Так, постоянное требование денег или подарков может появиться из-за того, что ребёнок ощущает себя ненужным, нелюбимым. В этом случае родителям важно увидеть за нежелательным поведением запрос ребёнка на контакт и близость, ведь, по сути, он пытается материально компенсировать недостающее эмоциональное тепло.
Ситуации, когда ребёнок берёт деньги без спроса (ворует), также могут иметь множество поводов: от неуверенности в себе и трудностей построения отношений со сверстниками (когда деньги тратятся на покупку того, чем можно привлечь внимание друзей) до буллинга (когда сверстники или старшеклассники, угрожая и шантажируя, требуют у ребёнка деньги). В любом случае, если мы видим нежелательное поведение, стоит задуматься о его причинах и постараться воздействовать именно на них. Навешивание ярлыков, отвержение, оставление подростка наедине с проблемой лишь усилят имеющиеся сложности, а, следовательно, и нежелательное поведение.
В заключение перечислим основные финансовые компетенции старших подростков, которые в идеале должны быть сформированы у ребят старше 15 лет:
Анна Захарова, психолог,
специалист в сфере детско-родительских отношений