Мало что тревожит родителей больше, чем здоровье их детей. Они вызывают врача, если ребёнок заболел; следят за его питанием и ругают, если ребёнок предпочитает чипсы полноценному обеду; требуют, чтобы ребёнок рано ложился спать… Когда же дети достигают подросткового возраста, то количество баталий между ними и родителями на тему здоровья только увеличивается. И тут важно помнить, что роль родителей не исчерпывается контролем за содержимым тарелки ребёнка и соблюдением им режима дня, но также связана с проявлениями ребёнка во внешнем мире: с целями, стремлениями, достижениями и ограничениями.
Что требуется от подростка в средних и старших классах? Минимум — хорошо учиться, заниматься чем-то помимо школы, соответствовать ряду норм и правил, выполнять какие-то домашние обязанности. Чаще же родителям нужны от ребёнка ещё и отличные результаты в той или иной деятельности. Плюс экзамены и беспокойство о будущем, которое ожидает после школы.
Необходимо, чтобы эти требования и ожидания сочетались с личностными особенностями, ресурсами и способностями ребёнка, чтобы родители учитывали то, что хочет делать сам подросток, иначе неизбежно возникнет напряжение, которое так или иначе скажется на его здоровье.
Сталкивались ли вы с тем, что ребёнок заболевает перед важной контрольной? Или с тем, что очень занятой и ответственный подросток в принципе слаб здоровьем? Или у него регулярные «сложности с животом»? Или ребёнок быстро устаёт? Скорее всего, ответы положительные. Часть таких симптомов можно объяснить переходным возрастом, для которого характерны астения, перепады давления, утомляемость, головные боли. Однако очень часто они являются результатом психологического напряжения, которое зачастую возникает из-за необходимости выполнять требования и прилагать усилия к достижению результатов. А это уже область психофизиологии, то есть того, каким образом психика человека и психологические процессы влияют на его физическое состояние.
Все мы знаем, что такое стресс, — его в нашей жизни много. Неизбежны стрессы и у детей. Представьте, что вы провели восемь часов на работе под неусыпным оком начальства, пришли домой и вам надо ещё пару часов поработать, а потом поехать в другое место и ещё поработать, пусть даже и над значимым для вас интересным проектом. При этом вы должны оставаться вежливым, рассказывать начальству, что с вами происходит, и поддерживать порядок в комнате. Легко ли так жить? А ведь это обычный день подростка: школа + домашние задания + секция.
Стресс — стандартная реакция человеческого организма на любое физическое или психологическое изменение.
У стресса есть три стадии. Первые две можно описать коротко:
1. тревога (мобилизация) — организм собирает ресурсы, готовится к предстоящим изменениям;
2. сопротивление — организм активно использует свои ресурсы, чтобы справиться с изменением.
3. Что же касается третьей, то здесь два варианта:
Например, ребёнок написал контрольную, но не был уверен в оценке. Учитель проверял работы три дня. Всё это время ребёнок находился в стадии сопротивления: переживал, нервничал, отличался повышенной возбудимостью. После того как оценку объявили (независимо от того, хорошая она была или плохая), ребёнка «отпустило»;
Например, новый учитель истории невзлюбил ребёнка и каждый урок к нему «цепляется», занижает оценки, высмеивает перед классом. Сначала ребёнок (и его организм) борется, воюет с учителем, жалуется родителям (тут бы его надо поддержать), но идти против системы нелегко и «противостояние» продолжается месяцы, а то и годы, и в какой-то момент может наступить истощение ресурсов: у ребёнка пропадет мотивация учиться, исчезнет желание что-либо делать, начнётся упадок сил, ребёнок может даже заболеть.
Также плохо могут развиваться события, если нагрузка ребёнка превышает его возможности. Надо понимать, что, даже если подростку нравится то, чем он занимается, — всё равно ресурсов психики может не хватить. Когда прилежная девочка хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школах, тщательно делает «домашку», помогает маме с младшим братом и ещё умудряется общаться с друзьями ВКонтакте (успевает она это только ночью, а значит, не высыпается) — наступает перегрузка, которая приводит к истощению.
К характерным проявлениям можно отнести плохое настроение, постоянную усталость, скачки настроения, частые слезы, агрессивное поведение, болезнь. Кроме того, подросток может сам говорить родителям о перегрузке.
Такое состояние знакомо и взрослым. Это не каприз. Но если взрослые в большинстве случаев могут сами себе объяснить, почему им необходимо пройти через ту или иную жизненную ситуацию, то подростки в большинстве случаев к подобному самоубеждению (особенно относительно учёбы) ещё не способны и это усугубляет их состояние.
Поддерживать ребёнка, разгружать его, помогать, не гнаться за результатами. Жизнь длиннее, чем школа. Шансов у каждого из нас много, а тело и психика — в единственном экземпляре.
В этом контексте нельзя не упомянуть о психосоматике. Одни считают, что это — шарлатанство; другие объясняют ею всё вплоть до переломов конечностей. На самом же деле это область медицины, которая изучает заболевания, в возникновении и развитии которых значимую роль играет психика. Это не магия и не волшебная палочка. Это ещё один из аспектов нашего здоровья. Настоящая психосоматика не имеет ничего общего с такими высказываниями, как «Болит горло — значит, не можешь высказать обиду» или «Запор — потому что не можешь себе что-то разрешить». Всё значительно сложнее. Например, люди, которым интересно жить, быстрее выздоравливают от простуды. Или есть несколько конкретных заболеваний, которые возникают из-за эмоциональных сложностей, однако обязательно должен присутствовать ещё и возбудитель. К таковым относятся, например, бронхиальная астма и язва. Чтобы их вылечить, недостаточно лекарств, нужен ещё и психолог.
Что это означает для родителей? Чтобы позитивно влиять на здоровье ребёнка нужно, прежде всего, быть внимательными к его психологическому состоянию: обращать на него внимание, развивать собственную и детскую эмоциональную компетентность, поддерживать в трудных ситуациях.
Для эффективного нивелирования дистресса родителям необходимо научиться находить баланс между нагрузкой и состоянием ребёнка, а также отличать вредный стресс от манипуляций и симулирования.
Чтобы отыскать «золотую середину» в первом случае, следует:
Основная задача родителей в данном случае — избежать ситуации, когда ребёнок портит своё здоровье, пытаясь реализовать только ваши цели и задачи, без учёта его собственных желаний и способностей.
Отличить дистресс от манипуляций и симулирования несложно. У большинства родителей к тому моменту, когда их дети достигают подросткового возраста, уже складывается представление о свойственных им типовых расстройствах здоровья и о том, как протекают типичные для этих детей заболевания. Если же подросток говорит, что плохо себя чувствует, но картина его самочувствия отличается — это сигнал для родителей. Происходящее может быть связано с тем, что:
Важно помнить, что симуляция — это не преступление, а сигнал о том, что что-то идёт не так, и разбираться не со следствием (например, пропуском занятий в школе), а с причиной. Необходимо выяснить, что не сложилось в жизни у подростка и помочь ему. Симуляция говорит о том, что организм подростка пока справляется с текущей нагрузкой, в противном случае он бы действительно заболел.
Я знаю несколько семей, где есть прекрасное правило: раз в месяц подросток может без объяснений не сходить в школу и вообще ничего не делать. Родители ни о чём не спрашивают и не ругают за «безделье». Семьи, где есть такое правило, значительно реже сталкиваются с симуляцией и реальными болезнями детей.
1. Пересмотрите ваши цели относительно ребёнка и его будущего, а также собственные требования к ребёнку. Соотнесите их с его личностными особенностями, желаниями и способностями.
2. Уделяйте больше внимания развитию ваших отношений с ребёнком.
3. Развивайте собственную способность и способность вашего ребёнка понимать и высказывать эмоции.
4. Относитесь к изменениям здоровья ребёнка как к сигналам о том, что что-то идёт не так.
Никита Карпов, детский психолог,
директор по развитию Центра психологического обучения детей и родителей «Архитектура будущего»