Девочки и мальчики: чем опасны стереотипы в воспитании?

Девочки и мальчики: чем опасны стереотипы в воспитании?

Каждый родитель — важный участник воспитания ребёнка. Причём одинаково сильно на этот процесс влияют как активная вовлечённость отца и матери, так и её отсутствие. Любому человеку, в том числе и ребёнку, приходится ежедневно совершать множество выборов. И далеко не все из них делаются осознанно: многие предопределены существующими стереотипами, усвоенными во время воспитания и социализации в определённой социокультурной среде. Зачастую именно стереотипы, а не осознанные решения руководят поступками людей и их отношением к окружающему миру.

Термин «стереотип» ввёл в широкое использование журналист Уолтер Липпман, опубликовав в 1922 году книгу «Общественное мнение». Липпман использует слово «стереотип» для описания метода, с помощью которого общество категоризирует людей по тому или иному признаку. Выделив некоторые конкретные характеристики, оно как бы ставит «штамп» на человека, тем самым приписывая ему дополнительный набор различных качеств, которыми он может и не обладать.

Стереотипы всегда проще, чем реальность. Жизнь сложна и многогранна, а мир вокруг — удивителен. Он захватывает внимание, требует постоянного анализа и реакции в зависимости от особенностей личности того или иного человека. Клише же «помогают» избежать анализа и «диктуют» реакцию, давая наблюдателю возможность приписать индивидууму или явлению ту характеристику, которая привычна (или ожидаема) для окружающих, которая соответствует распространённому «образцу».

Стереотипы всегда приобретаются в процессе воспитания и социализации, перенимаются у близких и социального окружения, а не формулируются самостоятельно как индивидуальная точка зрения по тому или иному вопросу. Они конструируют такое отношение к окружающему миру, при котором один человек считает, что другой (из-за принадлежности к той или иной группе) должен вести себя каким-то конкретным образом. Если же стереотип не подтверждается (не соответствует реальности), то вместо отказа от установки люди склонны говорить, что исключение только подтверждает правило.

Классический пример стереотипа: дорого - значит хорошо. Чтобы сделать качественную (хорошую) вещь, обычно требуется затратить большое количество усилий, которые необходимо оплачивать, что влияет на величину стоимости. То есть за качество приходится платить. Но всегда ли дорогая вещь — качественная? Нет, не всегда. Однако, когда мы отдаём большое количество денег за какой-то товар или услугу, мы рассчитываем, что их качество будет, как минимум, на уровень выше, чем у тех, что стоят дешевле. Упрощая реальность и принимая высокую цену за знак качества, человек становится лёгкой мишенью для мошенников.

Руководствуясь стереотипами, в подобную же ловушку можно попасть и в отношениях с другими людьми. Ярким примером могут служить гендерные стереотипы.
 

Гендерные стереотипы – это установки о том, как должны вести себя люди в зависимости от их биологического пола. При этом индивидуальные качества человека, его личные способности и таланты отвергаются или становятся объектом критики, если не вписываются в существующий образ «настоящей женщины» или «настоящего мужчины».
 

Если родители подвержены гендерным стереотипам, то, скорее всего, начнут транслировать их и своим детям. Удивительно, но зачастую родители делают это ещё до посещения роддома: ожидания от готовящегося появиться на свет малыша и подготовка его будущего личного пространства (голубые вещи — для мальчиков, розовые — для девочек) — начальная точка, в которой гендерные стереотипы могут оказать большое влияние на дальнейшее восприятие родителями ребёнка и их подход к его воспитанию.
 

Навязывание «стандартного» поведения «настоящей девочки» или «настоящего мальчика», поощрение эмоционального реагирования ребёнка на возникающие ситуации в зависимости от его пола, ограничения и даже запрет на выражение определённых эмоций, не вписывающихся в стереотипы, — всё это не столько формирует личность ребёнка, сколько мешает её естественному развитию.
 

«Эти игры не для мальчиков!», «Ты что, девочка?», «Ведёшь себя, как мальчик!», «Мальчики не плачут. Перестань!», «Посмотри на себя, ты же девочка!» — эти фразы постоянно встречаются в разговорах взрослых с детьми. В них чётко прослеживаются ожидания родителей, что ребёнок будет вести себя «правильно», как «предписано» его полу. Так будущее ребёнка начинает определяться не его личными талантами и особенностями, а набором клише о поведении «настоящей женщины» или «настоящего мужчины». Ребёнка с детства приучают носить своеобразную гендерную маску, соответствующую имеющимся в обществе стереотипам.

Между тем, даже самостоятельный выбор игр и занятий очень важен для развития формирующейся личности. Делая выбор, ребёнок должен исходить из собственных потребностей и интересов , а не из установок своих родителей. Девочка может играть в машинки, а мальчик — в куклы, особенно если это соответствует интересам ребёнка и возрастной норме. Необходимо помнить, что возможность играть в то, что нравится, в будущем превратится в осознанное отношение к собственным желаниям и умение реализовать себя, свои таланты и способности.
 

Отказ от гендерных стереотипов — возможность сделать жизнь родителя и его ребёнка свободнее, внести в неё больше выбора и, самое главное, раскрыть уникальный творческий и личностный потенциал ребёнка.
 

Это непростой процесс, и родителям следует начинать его с самих себя. Подумайте, насколько ваш образ и ваше поведение сейчас, во взрослом возрасте, продиктованы не собственным выбором, а гендерными стереотипами. Цель подобного анализа — развитие осознанности. Как инструмент можно использовать следующие вопросы:

  1. Какое влияние имеет на мою индивидуальность общество сейчас и как могла повлиять на неё среда, в которой я вырос?
  2. С какими гендерными стереотипами я сталкивался в детстве?
  3. Когда я поступал не по своему желанию, а под давлением стереотипа «настоящий мужчина» («настоящая женщина»)?

 

Отцы и дети

Многим знаком такой гендерный стереотип структуры семьи, как «отец — добытчик, мать — хозяйка». Помимо того, что претворение в жизнь подобной схемы практически невозможно в сегодняшних экономических и культурных реалиях, у неё есть и другие последствия: полное исключение отцов из процесса воспитания детей. Фокусировка на необходимости «добывать» связана и с другим гендерным клише: дети не мужское дело. Таким образом, роль мужчины в семье сводится только к обязанности по обеспечению безопасности, в первую очередь — финансовой. И это постепенно вытесняет отца из активного участия в эмоциональной жизни семьи.

Возьмём, к примеру, среднестатистическую молодую семью. Первый опыт ухода за ребёнком. Отец под влиянием стереотипа «настоящий мужчина» априори не считает себя обязанным разбираться в вопросах ухода и воспитания («не мужское это дело»), и вся ответственность перекладывается на женщину. Мать занимается ребёнком одна и увеличивает свою родительскую компетентность, а мужчина под воздействием гендерных стереотипов себя этой компетенции лишает, ограничивая собственную эмоциональную жизнь, связанную с осознанием и реализацией чувства отцовства. Однажды отец может оказаться в ситуации, когда надо подстраховать супругу и проявить навыки заботы о ребёнке. Однако этих навыков у мужчины нет! Неумение общаться с ребёнком, заботиться о нём, эмоционально обогащаться от проявления этой заботы могут вызвать у отца сильную тревогу, раздражение и даже гнев и окончательно закрепить гендерный стереотип «забота о детях — это не дело для настоящего мужчины». Затем отец успешно передаст эту установку следующему поколению, и подобная история может повториться в семье его сына, когда тот вырастет. Таким образом, между ребёнком и отцом оказывается меньше близости, привязанности и контакта, а в итоге — меньше эмоциональной наполненности мужчины чувством отцовства.

Отсутствие тесного эмоционального контакта с отцом негативно отражается и на детях, особенно в процессе их взросления. Многочисленные исследования показали, что дети отцов, принимавших активное участие в их воспитании и заботе о них, имеют меньше проблем со здоровьем, реже нарушают закон, менее уязвимы финансово в будущем, имеют более высокое когнитивное развитие, лучше учатся и в целом испытывают меньше стрессов во взрослом возрасте.

Женщины, чьи партнёры разделяют с ними домашние обязанности, в том числе по уходу за детьми, чувствуют большую психологическую поддержку, имеют больше возможностей для развития эмоциональной привязанности к супругу и испытывают меньше стрессов по сравнению с одинокими матерями или теми, кому партнёры не помогают.

Итак, сопричастность мужчины к заботе и уходу за ребёнком сложно переоценить. Дети отцов, принимавших активное участие в воспитании, видят в них не просто главенствующую фигуру и источник материальных благ, а настоящего родителя, вовлечённого в их эмоциональную жизнь, направляющего и поддерживающего их в процессе взросления.

 

Какие ещё стереотипы могут демонстрировать родители своим детям?

Мальчику внушается, что ему нельзя, например, плакать, проявлять слабость, потому что тогда он, якобы, перестаёт быть мальчиком («настоящий мальчик всегда сильный»). При этом мы знаем, что любой человек рано или поздно может с чем-то не справиться, не быть в чём-то первым и, соответственно, особенно если это ребёнок, — заплакать. Если это не согласовывается с тем, чего ожидают от мальчика окружающие (ожидают именно потому, что он мальчик, а не девочка), то ребёнок (а потом и взрослый мужчина) будет искать другой способ справиться с возникшими напряжением, болью, обидой. И этот способ может оказаться намного опаснее, чем поплакать в жилетку другу или сходить к психологу: альтернативой могут стать алкоголь, агрессия, насилие... И общество негласно поощряет подобное поведение мужчин.

Установки «настоящая женщина» и «ожидание принца», который возьмёт замуж и будет содержать, — это подавление лидерских качеств и взращивание у девочки выученной беспомощности. В будущем эти стереотипы негативно скажутся на качестве её жизни. Ставь взрослой женщиной, она будет страдать от заниженной самооценки, неумения защищать себя и обращаться за помощью, столкнётся с трудностями в самореализации и т.д.

 

Профориентация подростков и гендерные стереотипы

Профориентация ребёнка — одна из важнейших тем, беспокоящих родителей. Кем вырастут дочь или сын? В какую школу отдать? В какой университет поступать? Сможет ли он или она заработать себе на жизнь? Тревога по поводу профессионального самоопределения детей может проявляться у родителей достаточно рано. Выбор кружков плавно перетекает в выбор университета. Беспокойство родителей о профессиональном будущем их детей может быть проявлением заботы. Вот только всегда ли? Давайте посмотрим.

Ребёнок — это маленький человек со своими личностными особенностями и уникальными талантами, однако он ещё только учится понимать этот мир, окружающих людей и самого себя. За поддержкой дети обычно обращаются к родителям. А на что опираться им?
 

Вопрос «На кого пойти учиться?» — один из самых сложных и тревожных из тех, с которыми сталкивается подросток в старшей школе. Если добавить к этому наличие у родителей гендерных установок «мальчик должен…» или «девочка должна…», то выбор станет достаточно трудным и будет во многом продиктован не желанием самого ребёнка, а существующими гендерными стереотипами.
 

При этом необходимо отметить, что формирование гендерных стереотипов встречается даже на уровне детских учреждений (например, в Перми администрация одной местной гимназии установила для девочек, желающих поступить в это учебное заведение, более высокий проходной балл, чем для мальчиков, а Дворец творчества детей и молодёжи в Москве отказал девочкам в записи на курс компьютерной анимации, предложив им вместо него курсы рукоделия, лепки и валяния из шерсти). Практически повсеместно в рамках школьного образования продолжается разделение уроков труда и различных курсов по полу, что обусловлено гендерным стереотипом о том, к чему больше склонны девочки и к чему — мальчики. При этом девочки, как и пятьдесят лет назад, на уроках труда занимаются рукоделием в отличие от мальчиков, которые уже перестали сколачивать табуретки и осваивают более важные в современной жизни навыки, например, курсы компьютерной графики.
 

Разделение образовательных курсов по полу и тенденция отказа девочкам в возможности получать новые знания в сфере технологий приводят к тому, что девочки выпадают из современных востребованных профессий. И это напрямую отражается в дискриминации женщин на рынке труда.
 

Подобные установки негативно сказываются и на мальчиках: они оказываются ограниченными в реализации своих природных талантов, если те выпадают из мужского гендерного стереотипа, например, проявляются в сфере преподавания, кулинарии или танцев, то есть тех областях, которые традиционно считаются «не мужскими».
 

Между тем, исследования не обнаружили значимых различий между мужчинами и женщинами с точки зрения их предрасположенности к той или иной профессии. Это значит, что люди должны сами выбирать, чем им заниматься в будущем, независимо от пола и связанных с ним устаревших гендерных установок.
 

Разумеется, большинство родителей привносят гендерные стереотипы в процесс воспитания своих детей не потому, что хотят, чтобы их ребёнок «был как все», «не выделялся», «сливался с общей массой», а чтобы ему было проще «вписаться» в окружающий мир. Однако в реальности установленные рамки не столько помогают, сколько ограничивают ребёнка, мешают развитию его творческого потенциала, оказывают негативное влияние на его внутреннюю эмоциональную жизнь, значительно обедняя её и лишая множества красок.

 

Заключение

Уверенность человека в себе развивается от осознания собственных потребностей и границ, которые формируются в процессе взросления.

Ребёнок, чувствующий поддержку обоих родителей, живущий в семье, где отношения строятся на основе уважения и равноправного диалога и любви, и умеющий делать собственный выбор, вырастет в независимого взрослого, способного реализовать свой творческий и личностный потенциал.

Привнесённые в процесс воспитания гендерные стереотипы оказывают на развитие детей крайне негативное влияние, взращивают в них комплексы, связанные с невозможностью полного соответствия роли «настоящей женщины» или «настоящего мужчины», и, в конечном итоге, ограничивают и являются барьером на пути их реализации как цельной личности.

Важно осознавать, что каждое слово и действие родителей влияют на становление личности ребёнка. Можно вырастить человека, который знает свои силы и слабости, не боится препятствий и строит планы, исходя из личных интересов и желаний, или… «настоящего мужчину»/«настоящую женщину», которые никогда не станут действительно настоящими, а будут лишь играть таковых. Что важнее — решать вам.


Александр Оршанский, психолог-консультант
Центра кризисного консультирования «Альтернатива насилию»