Школьной травли так много, что взрослым просто не приходит в голову считать её чем-то ненормальным. По данным исследования, проведённого в сентябре 2019 года (www.sobaka.ru/city/society/98753), в России травят каждого второго ребёнка!
Пока вы читаете эти строки, вполне вероятно травят кого-то из знакомых вашего сына или вашей дочери, а может, и их самих. Если в данный момент у вас за окном ночь, и вы думаете, что это время передышки, то знайте: травля в Интернете продолжается нон-стоп, 24/7. Наберите в поисковике «кибербуллинг» и на вас обрушится лавина историй, большая часть которых — с несчастливым концом.
Стремление к доминированию. Власть — заразительная штука. Попробовав однажды, трудно от неё отказаться. Безнаказанность же только подливает масла в огонь. Травят, потому что хотят травить. Это доставляет удовольствие.
Страх подставить себя под удар и чувство локтя. «Я хочу чувствовать себя в стае. Я не хочу противопоставлять себя стае».
Вспомните пример с охотой. Силы неравны. Он один — их много. Его обложили. Даже взрослым трудно противостоять давлению группы.
Их нет. Учёные за пятьдесят лет исследований не выявили ни одного достоверного повода для травли. Травят всех без разбора. Нападают на того, кто в какой-то момент чем-то привлёк к себе внимание. Громко пукнул на уроке, отказался прогуливать физкультуру, не дал списать контрольную, проспал соревнование. Травят полных, худых, высоких, невысоких, симпатичных, сообразительных, робких, смелых, рыжих, блондинов, брюнетов. В общем, любого.
Да, есть. В группу риска попадают дети другой национальности, инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; неухоженные, заброшенные родителями дети. Иными словами, риску подвергаются те, чьи отличия от окружения бросаются в глаза. Это не значит, что ребёнка с тросточкой обязательно будут травить в классе, но риск существует, и его следует учитывать.
Бесспорно, всё, что мы проживаем, становится нашим неотъемлемым опытом, который позже начинает руководить нашими действиями и решениями. Вопрос в другом. Какой школы жизни вы хотите для своих детей? Последствия травли катастрофичны для всех сторон.
Люди, подвергавшиеся травле в школе, много десятилетий спустя продолжают жить с психологической травмой: стараются не выделяться, избегают высказывать собственное мнение; болезненно привязываются к людям или, наоборот, всячески их избегают; стремятся всегда и для всех быть хорошими; жутко боятся разочаровать своих партнёров, поэтому часто поступаются собственными желаниями и убеждениями. Но наиболее катастрофичное последствие — это суицид. Некоторые дети принимают решение покончить с собой, потому что ситуация травли становиться для них абсолютно невыносимой.
Люди, которые были зачинщиками травли в школе, во взрослом возрасте сталкиваются с проблемами в межличностной коммуникации: они внезапно осознают, что насилие затрудняет, а не облегчает общение. Им сложнее строить здоровые семьи, встраиваться в рабочие команды. Привыкнув к насилию как действенному способу решения всех проблем, они начинают испытывать дефицит навыков конструктивного общения. В школе некоторые из этих детей переходят грань в своих издевательствах и наносят серьёзный вред другому ребенку и, как следствие, себе самому.
Дети-наблюдатели приучаются соглашаться с насилием, происходящим на их глазах. Они изобретают множество объяснений, почему им не следует вмешиваться и почему можно травить другого ребёнка. На самом деле ими руководит сильный страх оказаться на месте товарища и тоже подвергнуться травле. Со временем они перестают сопереживать и способны безучастно отвернуться от жестокости.
Вы легко отличите травлю от конфликта. Главный критерий — это наличие или отсутствие объективного повода для столкновения.
Конфликт возникает, когда две противоборствующие стороны дерутся за что-то ценное и принципиальное (удобный стул, вкусную конфету, любовь, место в команде и т.д.), при этом любой участник происходящего может отказаться от этой борьбы, если захочет.
При травле все аргументы сводятся к искусственной оценке (он дурак, она бешеная, он нам мешает, она тупая, от него воняет, она дерзкая и т.п.), при этом у того, кого травят, нет шанса выйти из этой ситуации по собственному желанию.
Ребёнок, которого травят, со временем замыкается в себе, про школу говорит односложно («Всё нормально»), редко делится историями из школьной жизни. К нему не приходят школьные друзья, и он не гуляет с ними. Со временем, если ситуация усугубляется, у ребёнка перед выходом из дома могут возникать сильные головные боли или боли в животе. Он может возвращаться домой в грязной или испорченной одежде. У него могут пропадать школьные принадлежности, личные вещи или карманные деньги. У ставших жертвами травли подростков в силу возраста повышается риск курения, употребления алкоголя и других психоактивных веществ, возникновения игровых зависимостей, суицидальный риск, могут развиваться симптомы депрессии.
Если ваш сын или ваша дочь — зачинщики или наблюдатели травли, то во время разговоров с ними вы можете периодически слышать пренебрежительные высказывания в адрес конкретного ребёнка или описания того, что этот ребёнок «учудил».
- Классный руководитель плюс родители.
Травля — это система взаимосвязанных ролей: агрессора, наблюдателя, пострадавшего. Все дети в классе играют ту или иную роль. Если агрессора исключили из класса, то очень быстро в агрессора превратится другой ребёнок. Человек ушёл, роль осталась. Поэтому разрушать надо нездоровую ролевую систему, и это по силам только взрослым, которые действуют сообща и согласованно.
Самостоятельно прекратить травлю дети не в состоянии.
Если ваш ребёнок сказал, что его травят, постарайтесь следовать следующему алгоритму.
Скорее всего, вы узнаете об этом от родителей пострадавшего ребёнка или учителя. Естественно, вам будет неприятно, вас это разозлит, вы начнёте защищаться, возможно, даже нападать в ответ.
Расскажите ребёнку, что вам стали известны факты, попросите объяснить их и внимательно выслушайте. Если ребёнок будет категорически не согласен с трактовкой, возможно, вам придётся собрать дополнительную информацию, например, побеседовать с родителями других детей и учителями, чтобы удостовериться, что ваш ребёнок говорит правду и ни в чём не виноват.
Если же ваш сын или ваша дочь действительно травит одноклассника, дайте понять, что такое поведение наносит вред другому человеку, и это недопустимо. Скажите ребёнку самые главные слова: ты не плохой, но ТВОИ ПОСТУПКИ ПЛОХИЕ.
Поверьте, в процессе разговора ему будет страшно. Ему придётся отвечать за свои поступки. Поэтому он может молчать или дерзить, отпираться или плакать. Ребёнок будет бояться, что вы его разлюбите. Не отказывайте ребёнку в доверии, ведь самое страшное для него — лишиться родительской любви.
Обсудите с ребёнком, как он может исправить ситуацию. Пусть ребёнок предложит план, как и что можно сделать.
Ольга Муравейская, психолог, директор АНО «Лаборатория социальных практик 21»,
соразработчик алгоритма противодействия школьной травле