Десять вопросов эксперту про ОГЭ и ЕГЭ

1. Что такое ОГЭ, ЕГЭ и ГИА?

Непонятные аббревиатуры ОГЭ, ЕГЭ и ГИА, вызывающие страх у всех старшеклассников, для представителей старшего поколения расшифровываются одинаково — школьный экзамен. Но ведь должна же быть какая-то разница? Давайте попробуем разобраться.

ОГЭ — это основной государственный экзамен, первый настоящий экзамен в жизни каждого школьника.

Он не просто так называется основным: по окончании девятого класса все школьники без исключения обязаны сдать экзамены по четырём предметам: русскому языку, математике и двум другим по выбору. Если ОГЭ по этим предметам не будут сданы хотя бы на тройку, обучающийся не сможет получить аттестат об общем среднем образовании, который выдают после девятого класса. Хорошая новость — основной государственный экзамен можно пересдать.

ЕГЭ — единый государственный экзамен. Он ожидает по окончании одиннадцатого класса тех, кто после девятого решил продолжить учёбу в школе. От результатов сдачи ЕГЭ зависит, поступит ли ребёнок в высшее учебное заведение.

Единый государственный экзамен по обязательным и выбранным предметам охватывает материал школьной программы с пятого по одиннадцатый класс, поэтому во многих аспектах ОГЭ и ЕГЭ совпадают. По русскому языку и математике такой экзамен является обязательным для всех одиннадцатиклассников, однако у ЕГЭ по математике есть два уровня сложности: базовый (для тех, кто в будущем выбирает гуманитарную специальность) и профильный (для будущих студентов технических и некоторых естественнонаучных специальностей). Что касается остальных предметов, ученик сам выбирает, что будет сдавать дополнительно, ориентируясь на требования вуза, в который планирует поступать.

ГИА — государственная итоговая аттестация, общее наименование для ОГЭ и ЕГЭ.

Оба экзамена имеют своеобразную систему подсчёта баллов. Так, максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение заданий ОГЭ по русскому языку, — 33. При переводе в традиционную пятибалльную систему результат от 29 до 33 баллов соответствует пятёрке, от 23 до 28 — четвёрке, от 15 до 22 — тройке.

Больше о подсчёте баллов можно узнать на официальном сайте Федерального института педагогических измерений fipi.ru. Там же есть актуальная информация обо всех экзаменах и критериях оценки, а также пробные задания.

С ЕГЭ немного сложнее — официальных критериев перевода баллов в традиционные оценки не существует, всё устроено иначе. Например, максимальный результат, который можно получить за сдачу ЕГЭ по русскому языку, — 58 баллов. Это так называемый первичный балл, который переводится экспертами в итоговый (тестовый). Максимально возможное количество итоговых баллов — всегда 100, поэтому 58 первичных баллов по русскому языку равняются 100 итоговым, 57 первичных — 98 итоговым, 56 первичных — 96 итоговым и так далее. Для получения аттестата об окончании школы ученику необходимо набрать, например, 10 первичных (24 итоговых) баллов по русскому языку. Шкала для перевода первичных баллов в итоговые — отдельная для каждого предмета.

Итак, результаты ЕГЭ влияют на получение аттестата, но не на оценки, которые в нём выставляются. Положительные результаты государственной итоговой аттестации по русскому языку и математике (преодоление минимального порога) являются основанием для выдачи выпускнику аттестата о полном общем образовании. Баллы, полученные за выполнение заданий ЕГЭ, будут влиять на рейтинг абитуриента в списке поступающих в высшее учебное заведение.

 

2. Когда следует начинать готовиться к ОГЭ и ЕГЭ?

Некоторые родители считают, что раз задания на ЕГЭ охватывают материал школьной программы с пятого по одиннадцатый класс, то начинать готовиться к итоговой аттестации необходимо сразу же с пятого класса. Однако эксперты, особенно психологи, считают, что это слишком рано и может стать большой нагрузкой для ребёнка. К тому же, школьники не смогут удержать в памяти все знания в течение последующих лет и тем более применить их во время сдачи единого государственного экзамена.

Другая крайность — начинать подготовку к ОГЭ при переходе ученика в девятый класс, а к ЕГЭ — при переходе в одиннадцатый. Таким образом, у школьника в запасе оказывается лишь год для освоения своеобразной системы сдачи экзамена, повторения всей программы и проработки пробных вариантов заданий, а ведь никто не отменяет ещё и обычные уроки. Безусловно, такая нагрузка может оказаться непосильной для ребят как с физиологической (недосыпы; часы, проведённые над учебниками, а не на свежем воздухе, и т.д.), так и с психологической точки зрения.

Идеальный вариант — начать подготовку к ОГЭ после окончания седьмого класса, а к ЕГЭ — после окончания девятого.

Таким образом, у ребёнка будет достаточно времени, чтобы без лишнего стресса вспомнить, повторить и систематизировать пройденный за несколько лет учебный материал и получить аттестат об окончании школы с хорошими оценками.

 

3. Как связаны ОГЭ и поступление в среднее учебное заведение?

Положительные результаты сдачи основного государственного экзамена являются пропуском в десятый класс, а полученные баллы могут влиять на итоговую оценку по предмету в аттестате. Кроме того, ОГЭ является своеобразной репетицией более «взрослого» экзамена — ЕГЭ, необходимого для поступления в высшее учебное заведение. Но что если ребёнок не хочет продолжать обучение в школе, а планирует поступить в колледж?

Обычно при поступлении в средние учебные заведения результаты сдачи ОГЭ не рассматриваются — отбор студентов на первый курс бюджетного отделения производится по среднему баллу аттестата. Однако при прочих равных условиях приёмная комиссия может обратить внимание на баллы, полученные на ОГЭ по профильным предметам: например, по биологии для поступления в медицинский колледж, по физике для поступления на некоторые технические специальности и т.п.

 

4. Как связаны ЕГЭ и поступление в высшее учебное заведение?

Баллы, которые школьник получает при сдаче ЕГЭ, не связаны с оценками в его аттестате, однако именно они определяют шансы ребёнка на поступление в вуз.

В различных высших учебных заведениях для каждой специальности существуют особые требования относительно предметов, по которым для поступления должен быть сдан ЕГЭ. Количество итоговых баллов, полученных учеником при сдаче ЕГЭ по этим предметам, суммируется. Чем больше полученное число, тем выше шансы на поступление.

Списки поступающих в вуз представляют собой своеобразный рейтинг: абитуриенты с высокими баллами находятся на его вершине. Однако учитываются и другие достижения вчерашних школьников: участие в конкурсах, победы на олимпиадах и пр. Если на одно место будет претендовать несколько абитуриентов с одинаковыми суммарными баллами за сдачу ЕГЭ, решающую роль сыграют именно эти факторы.

 

5. На что влияют оценки в аттестате?

Для девятиклассников оценки в аттестате играют очень важную роль: они имеют значение как при поступлении в колледж, так и для дальнейшего продолжения учёбы в школе. Так, если школьник хочет поступить в профильный класс, ему необходимы высокие баллы по соответствующим предметам. Ученика же с низкими оценками в аттестате могут не взять даже в обычный десятый класс.

Однако так ли важны оценки в аттестате для одиннадцатиклассников? Учитывая, что результаты сдачи единого государственного экзамена не влияют на оценки в аттестате, а поступление в вуз зависит в первую очередь от баллов, полученных на ЕГЭ, стоит ли вообще уделять внимание учёбе или лучше сконцентрироваться на сдаче экзаменов? Экзамены, безусловно, весьма существенны, но и об учёбе забывать не стоит, поскольку при поступлении в вуз средний балл в аттестате может сыграть решающую роль. При подаче документов в высшее учебное заведение абитуриент прикладывает бумаги об общем образовании и указывает в анкете свой средний балл. Если на одно место будет претендовать несколько абитуриентов с равным количеством полученных на ЕГЭ баллов, то при прочих равных условиях приёмная комиссия отдаст предпочтение тому, чей средний балл в аттестате окажется выше. Кроме того, в большинстве вузов абитуриенты, окончившие школу с золотой медалью и имеющие пятёрки по всем предметам, получают некоторые преимущества при поступлении.

 

6. Как и когда необходимо определиться с предметами для сдачи ОГЭ/ЕГЭ?

И у девятиклассников, и у одиннадцатиклассников обязательными для сдачи являются только два предмета — русский язык и математика. Школьникам, сдающим ОГЭ, необходимо выбрать ещё два других предмета для прохождения экзамена, у их старших товарищей количество таких предметов не ограничено.
 

При выборе следует опираться прежде всего на цели, которые преследует ваш ребёнок. Если после девятого класса он планирует поступить в колледж, следует отдать предпочтение предметам, которые впоследствии станут профильными в этом учебном заведении. Тем, кто желает продолжить обучение в школе, лучше выбирать тот предмет, экзамен по которому точно получится сдать на высокий балл. Например, если школьник увлекается литературой и отлично в ней разбирается, рекомендуется сдавать именно её. Если же ребёнок, допустим, по-английски может только сказать своё имя и с трудом дотягивает до тройки, не стоит пытаться наперекор учителю сдавать ОГЭ по иностранному языку. Это может привести к плачевным последствиям — от снижения итоговой оценки по предмету до стресса и нервного перенапряжения у всей семьи.

Однако в любом случае не стоит откладывать выбор предметов для сдачи в формате ОГЭ на последний момент, желательно определиться с ними года за два до самого экзамена, чтобы начать подготовку вовремя.

Одиннадцатиклассник выбирает предметы для сдачи ЕГЭ на основе требований, предъявляемых вузом, в который планирует поступать. Таким образом, первым делом будущему выпускнику необходимо ответить на главный вопрос, который так любят задавать детям, — «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». После того как он решит, на какое направление или специальность хочет поступать, нужно проверить, в каких вузах есть такая программа, какие предметы необходимы для поступления и какой проходной балл был в этом вузе в прошлом году, и здраво оценить шансы ребёнка на поступление.
 

Адекватная оценка собственных возможностей крайне важна.
Например, если школьник мечтает стать врачом, но имеет твёрдую тройку по биологии, а средний суммарный проходной балл в медицинский вуз — 290, то даже при условии сдачи двух других предметов на 100 баллов, биологию всё равно нужно будет сдать минимум на 90. Конечно, можно сконцентрировать все свои силы на подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии, но это может негативно сказаться как на общей успеваемости, так и на здоровье школьника.

 

Задача родителей — помочь ребёнку найти не только то, что кажется ему интересным, но и то, в чём он действительно разбирается. При этом не следует давить на него и навязывать собственные взгляды.Например, если вы сами хотели стать географом, а ваш сын или дочь не могут найти на карте мира Египет, не стоит пытаться реализовать в ребёнке свои мечты. Дайте школьнику выбрать свой путь самостоятельно, но не забывайте поддерживать его и давать советы.

Сейчас можно подавать документы на разные специальности сразу в несколько вузов, и многие пользуются этим, выбирая помимо приоритетных программ ещё и запасной вариант — место, куда легко поступить, но не очень-то хочется. Делая это, следует стараться остановить свой выбор на направлениях с одинаковым списком необходимых предметов, чтобы сдавать меньше экзаменов. Если выбрать кардинально разные программы (пусть даже ребёнок одинаково хорошо разбирается и в физике, и литературе), придётся готовиться к двойному набору предметов для сдачи ЕГЭ, что может стать слишком тяжёлой нагрузкой.

Так как начинать подготовку к ЕГЭ рекомендуется с момента окончания девятого класса, к этому времени желательно определиться хотя бы с примерным списком предметов, по которым школьнику придётся сдавать единый государственный экзамен. Конечно, окончательное решение принимается позже: заявление на сдачу экзаменов по выбору необходимо подать за полгода до конца обучения, — однако не стоит связывать подачу заявления и выбор предметов для сдачи ЕГЭ, так как подготовиться к экзаменам за такой короткий срок практически невозможно.

 

7. Как родители могут помочь ребёнку подготовиться к экзаменам?

Время сдачи экзаменов — непростой период в жизни каждого школьника. Приходится делать настоящий, взрослый выбор, определяться с будущей профессией, а потом много часов тратить на подготовку. Давление со стороны учителей, соревнования со сверстниками («Одноклассник на пробном экзамене получил на десять баллов больше!»), мысль о будущих страшных экзаменах (время ограничено, вокруг чужие люди, на входе обыскивают), текущая учёба, которую никто не отменял, — напряжение, в котором в эту пору живёт школьник, трудно передать словами. Нельзя оставлять ребёнка один на один со всем этим, обязательно нужно помочь. Но как?
 

Вот несколько рекомендаций:

  • не лишайте ребёнка отдыха. Если он каждый день после школы усердно готовится к экзаменам, а в выходные идёт гулять с друзьями, не нужно ему это запрещать. Не говорите: «Осталось всего лишь два месяца до ЕГЭ. Посмотри на календарь!» или «Вот сдашь ЕГЭ — тогда нагуляешься!» Во-первых, календарь ребёнок точно видел. К тому же, учителя зачастую сами ведут обратный отсчёт, регулярно напоминая ученикам о том, сколько времени у них осталось на подготовку. Во-вторых, каждому человеку нужно отдыхать. Если работать без перерывов, в какой-то момент мозг настолько перегружается, что просто перестаёт воспринимать новую информацию. Лучшее решение — смена деятельности: как только ребёнок переключается на что-то другое, к нему возвращаются внимательность и способность обучаться. Однако тут важно не переусердствовать: если учебники успели покрыться пылью, пока чадо гуляет, стоит напомнить ему о подготовке (спросите об успехах, предложите помочь или найти репетитора);
  • исключите чрезмерные дополнительные нагрузки. Пора подготовки к экзаменам — время расставить приоритеты. Если до этого ребёнок успевал ходить в спортивную секцию, на занятия по вокалу и в радиокружок, а в свободное время играл в школьном театре и, по вашему мнению, прекрасно всё успевал, то сейчас на нём и без того колоссальная нагрузка. Возможно, стоит оставить только одно из дополнительных занятий, а остальное время посвящать подготовке к экзаменам и отдыху;
  • помогите ребёнку с выбором. Как правило, школьники плохо представляют, чем хотят заниматься дальше и как будет выглядеть их учёба в вузе. С профориентацией могут помочь специальные тесты (их много в Интернете), классный руководитель или психолог. Что же касается будущей учёбы, то вузы распространяют в школах буклеты, где можно найти информацию о предлагаемых ими программах обучения. Попробуйте изучить их вместе с ребёнком. Кроме того, все вузы регулярно организуют дни открытых дверей, во время которых можно побывать в разных уголках учебного заведения, пообщаться с преподавателями и задать все интересующие вопросы. Не отправляйте ребёнка туда одного! Скорее всего, он растеряется и ничего не поймёт. Предложите составить ему компанию. Если он будет стесняться, объясните, что 90% школьников на дне открытых дверей будут не только с кем-то из родителей, но даже с бабушкой или дедушкой;
  • следите за состоянием ребёнка. От сильного эмоционального напряжения школьник может просто «перегореть»: в период подготовки к экзаменам дети часто теряют вес, страдают от головных болей, депрессий, некоторые могут периодически терять сознание, а у кого-то начинает носом идти кровь. Каждый год регистрируются случаи вызовов скорой помощи в школы во время сдачи экзаменов. Нельзя позволять ребёнку дойти до такого состояния! Объясните ему, что здоровье важнее любого экзамена. Впереди его ждёт ещё много сессий, различных испытаний и трудностей, по сравнению с которыми ОГЭ и ЕГЭ — просто ерунда. Уже через пару лет он забудет свои баллы и будет вспоминать эти дни с улыбкой. Дети часто думают, что, не сдав экзамены на самые высокие баллы, подведут родителей. Постарайтесь уверить ребёнка в том, что будете любить и поддерживать его в любой ситуации, независимо от результатов экзаменов;
  • добавьте радости в жизнь ребёнка. Вы видите, как он усердно трудится и не выходит из дома без учебников. За тяжёлую работу всех нужно поощрять: угостите ребёнка его любимой едой; сводите туда, куда он давно хотел; подарите что-нибудь просто так, ведь вы видите, как он старается;
  • контролируйте, но не навязывайтесь. Во всех описанных выше пунктах важно соблюдать меру. Не позволяйте ребёнку работать слишком много, но не нужно и полностью освобождать его от подготовки. Помогите с выбором, но не настаивайте на нём. Снимите с ребёнка дополнительную нагрузку, но не лишайте развлечений совсем. Следите за его состоянием, но не заставляйте ежедневно взвешиваться и измерять температуру. Если ребёнок отказывается от вашей настойчивой помощи и постоянной компании, не навязывайтесь. В этот период из-за большого нервного напряжения школьники могут стать более раздражительными, чем обычно. Их нужно за это простить и обеспечить им свободное пространство.

 

8. Как понять, нужны ли ребёнку репетиторы для успешной сдачи ЕГЭ?

Настал момент, когда ребёнок полностью определился с вузом, в который планирует поступать; знает, какие экзамены ему предстоит сдать и сколько баллов нужно получить. Встаёт вопрос: нужен ли репетитор по выбранным предметам или ребёнок сможет подготовиться самостоятельно?

Рассмотрим несколько мнений:

«Ребёнок будет сдавать те предметы, в которых отлично разбирается, поэтому репетитор ему ни к чему»

Безусловно, если ребёнок поступает в физико-математический вуз, у него не должно быть проблем ни с физикой, ни с математикой, иначе поступление лишено смысла. Однако, когда речь идёт о ЕГЭ, знания самого предмета недостаточно. Экзамен имеет специфическую форму, поэтому нужно также знать, как правильно заполнять бланки, куда записывать ответы на задания, какие формулировки лучше не использовать и т.д. Для этого необходимо набить руку, решив некоторое количество пробных заданий. Обладает ли ребёнок достаточной усидчивостью и усердием для этого? Ответ, как правило, отрицательный. Дети редко отличаются дисциплинированностью и способностью к самообразованию. Если ребёнок по собственному желанию читает обязательную для подготовки литературу, решает тесты, смотрит обучающие ролики, записывается на дистанционные курсы — вам повезло! В остальных случаях к этому его побуждает репетитор — специалист, контролирующий прогресс ребёнка.
 

«У ребёнка нормальные оценки, репетиторы нужны только двоечникам»

Если бы это было так, у репетиторов было бы очень мало работы. Однако, как ни удивительно, репетиторы порой бывают и у самых выдающихся отличников, ведь, как говорится, нет предела совершенству.

Отражает ли школьная оценка точный уровень знаний ученика, говорит ли о его готовность с лёгкостью сдать экзамен? Увы, нет. Оценки относительны: они зависят от требовательности учителя, общего уровня успеваемости класса, характера ученика и даже его воспитания (если дома ребёнка ругают за четвёрки, то в арсенале его средств получения высокой оценки будут не только хорошо подготовленные домашние задания, но и слёзы, спекуляция, всевозможные бартеры вроде предложения подежурить или полить цветы). Кроме того, нельзя исключить человеческий фактор — иногда учителя сознательно завышают или занижают оценки.
 

«Услуги репетитора стоят дорого, поэтому сначала ребёнок сам всё поучит, а за пару месяцев до экзамена найдём ему специалиста для подстраховки»

Каким бы суперпрофессионалом ни был репетитор, он не волшебник и не сможет за несколько занятий сделать из вашего ребёнка эксперта по ЕГЭ. Подготовка к единому государственному экзамену — это не только повторение школьной программы и ликвидация пробелов в знаниях, но и регулярное решение пробных вариантов заданий. Несколько занятий накануне сдачи экзамена, скорее всего, не столько принесут пользу, сколько заставят школьника нервничать, ведь ему придётся демонстрировать свои знания перед очередным незнакомцем.

Кроме того, чем ближе экзамен, тем меньше шансов найти хорошего репетитора. У настоящих профессионалов всё время будет уже расписано, да и вряд ли они возьмутся за подготовку ребёнка к ЕГЭ в последний момент — это слишком большая ответственность, а пятно на репутации может остаться надолго. Если же столкнётесь с предложениями «экспертов», обещающих ученикам по сто баллов на ЕГЭ по всем предметам всего за одно подготовительное занятие, помните: репетитор не даёт никакой гарантии, а услуги его могут стоить недешево, так что в случае неудачи на экзамене оформить возврат средств не получится.
 

Так нужен ли вашему ребёнку репетитор? Вероятнее всего, да. Репетитор — это необязательная, но желательная опция при подготовке к сдаче экзаменов.

Кто, как не эксперт, сможет трезво оценить уровень знаний вашего ребёнка, подскажет пути развития и реальные перспективы? Безусловно, не следует приглашать репетиторов по всем предметам — не каждый родитель может позволить себе такие колоссальные расходы, да и для ребёнка подобная нагрузка окажется просто непосильной. Так, например, школьнику, планирующему поступать на гуманитарную специальность, не нужен репетитор по математике (следует лишь удостовериться, что у ребёнка достаточно знаний для преодоления минимального порога), однако может потребоваться репетитор по иностранному языку.

Выбирая специалиста, обратите внимание, что нужен не просто эксперт в данной области, а человек, разбирающийся в специфике сдачи экзаменов в формате ЕГЭ. Милая Мария Васильевна, двадцать лет назад преподававшая вам математику, а теперь спокойно отдыхающая на пенсии, может быть действительно хорошим учителем, но с подготовкой к ЕГЭ вряд ли поможет. С другой стороны, многие родители стремятся заполучить в репетиторы профессоров вузов, ведь те, наверняка, разбираются в предмете да и занятия с ними, как правило, стоят дорого, а значит, хороший результат должен быть обеспечен. К сожалению, это не так. Большинство преподавателей вузов не представляет, как происходит сдача единого государственного экзамена, ведь в высших учебных заведениях подобные формы проверки знаний не приняты. Кроме того, в вузах им приходится иметь дело с молодыми людьми постарше и они могут не очень хорошо представлять себе психологию школьника.

Репетитор — это эксперт, который объяснит ребёнку систему сдачи экзамена, покажет все подводные камни, выявит пробелы в знаниях и ликвидирует их, поможет ученику приобрести уверенность в своих силах и расскажет, чего следует ожидать во время сдачи ЕГЭ. Кроме того, если вы не будете согласны с итоговым баллом, полученным за выполненные на экзамене задания, и решите подать апелляцию, именно репетитор поможет сделать это правильно.

Если вы решили, что ребёнку необходим репетитор, то при его выборе следует опираться на рекомендации знакомых, имеющих наглядный положительный пример — ребёнка, набравшего достаточное количество баллов и успешно поступившего в вуз на желаемую специальность.

 

9. Что делать, если ребёнок не сдал экзамен?

Главное — не паниковать, ведь жизнь на этом не заканчивается. У каждого своё понятие «не сдал»: для кого-то это означает, что ребёнок не набрал минимально необходимое количество баллов, для кого-то — что ребёнок получил недостаточно баллов для поступления в вуз своей мечты.

Если школьник не набрал на ОГЭ баллов, достаточных для получения тройки. То он не получит аттестат об общем среднем образовании. В этом случае экзамен можно пересдать, однако только если не сданы один или два предмета из четырёх. Первая пересдача проходит летом в специальные резервные дни. Если написать на тройку вновь не получилось, будет ещё одна пересдача в сентябре.

Если удача не улыбнулась и после трёх попыток или школьник провалился на экзаменах больше чем по двум предметам. То аттестат об основном общем образовании ему не выдадут — придётся остаться на второй год. В колледж поступить тоже не выйдет — туда принимают по оценкам в аттестате.

На пересдачу летом в специальные резервные дни могут рассчитывать и те, кто не сдал ОГЭ в срок по уважительным причинам. К таковым относятся болезнь или плановая операция (необходима справка от врача), смерть близкого родственника, чрезвычайное происшествие, бедствие или авария.

Что касается ЕГЭ, повторно этот экзамен можно сдать только по обязательным предметам — русскому языку и математике, ведь ученик, не набравший минимального количества баллов по этим предметам, не получит аттестат. Если после двух пересдач ребёнку всё равно не удалось набрать достаточного количества баллов, то в четвёртый раз написать ЕГЭ можно будет только в следующем году. Тогда же вновь пройти итоговое испытание смогут те, кого не устроили предыдущие результаты по профильным дисциплинам.

Если ребёнок не сдавал экзамен в срок по уважительной причине, у него есть право сделать это позже — летом или в сентябре.

Также пересдать экзамен может ученик, на результаты работы которого повлияли не зависевшие от него причины. Например, возле аудитории было слишком шумно и он не смог сосредоточиться, или на экзамене по иностранному языку плохо работал магнитофон, или другие экзаменуемые слишком громко шептались. В таких случаях нужно подавать апелляцию. Делать это советуют в день проведения экзамена, не покидая стен образовательного учреждения.

Существует и другой вид апелляции, которую можно подать позже, — если школьник уже знает свой результат и считает, что ему ошибочно занизили баллы (бывает, например, что какие-то ответы компьютер распознает неправильно). Но нужно иметь в виду, что во второй раз работу снова будут проверять полностью и баллы могут не только повысить, но и понизить. Поэтому, чтобы минимизировать риск, сначала стоит проконсультироваться с репетитором или учителем.

Итак, что же может сделать родитель, чтоб помочь ребёнку в этой нелёгкой ситуации?
Если ребёнок не сдал экзамен, постарайтесь его успокоить и объяснить, что это ещё не конец, что существует возможность пересдачи. Главное — постарайтесь донести до ребёнка, что несданный экзамен не делает его хуже других. Не ругайте ребёнка, не сравнивайте с остальными. Он старался и переживал, и сейчас ему тяжело. Дайте ребёнку возможность отдохнуть и прийти в себя, не нужно сразу же снова загонять его за учебники. Возможно, проваленный экзамен — знак, что вашему сыну или дочери всё-таки нужен репетитор. Поговорите с ребёнком, постарайтесь узнать, какие моменты оказались для него самыми тяжёлыми, и пообещайте вместе с этим разобраться.

 

10. Как родителю пережить подготовку к ГИА?

Период подготовки к ОГЭ или ЕГЭ — тяжёлое время не только для школьника, но и для его родителей. Они хотят, чтоб ребёнок был лучшим, успешным и счастливым, а потому могут иметь завышенные ожидания и, как следствие, разочарования. Часто мамы и папы хотят дать ребёнку всё возможное, вложить в его голову все знания мира, записать во все спортивные секции. Однако это может закончиться неудачей во всех областях из-за банального переутомления.

Родителям необходимо трезво оценивать способности своего ребёнка, не пытаться сделать из него суперчеловека, давать время на отдых и позволить самому выбрать то, что ребёнку интересно.
Порой родители, сами того не осознавая, возлагают на ребёнка слишком большую ответственность. Следует избегать фраз вроде «Я окончил МГУ, поэтому и ты должен», «В нашей семье все врачи, ты тоже должен поступить в медицинский», «У твоей сестры красный диплом. Ты же не глупее неё?», «Мы потратили столько денег на твоего репетитора! У тебя, наверняка, должно быть сто баллов», «Ты же смотришь фильмы на английском — значит, ЕГЭ сдашь лучше всех!» и т.п.

Стремящийся оправдать ваши ожидания школьник может легко довести себя до нервного срыва ещё во время подготовки, а, если результат окажется недостаточно высоким, всё может и вовсе закончиться трагедией.
Стоит только взглянуть на статистику о количестве подростковых суицидов, приходящихся на время сдачи экзаменов. Именно поэтому так важно объяснить ребёнку, что не самый блестящий результат сдачи экзамена — это ещё не конец света. Школьнику важно сохранить здоровье и душевное равновесие. Сдача ОГЭ и ЕГЭ — только робкие первые шаги на пути во взрослую жизнь, где выпускника поджидают различные трудности: сессии, работа, диплом, семья и так далее.

Постарайтесь донести до ребёнка, что ваша любовь к нему не зависит от количества набранных баллов, что вы всегда его поддержите и будете счастливы только в том случае, если будет счастлив он сам.
Но учтите: вы не сможете убедить в этом ребёнка, если не будете искренне так считать.
Конечно, нелегко справиться с тревогой, но вам нужно постараться. Вы же не хотите, чтоб ребёнок тратил свои силы не на подготовку к экзаменам, а на попытки успокоить родителей? К тому же, ваши переживания повышают нервозность ребёнка. Помните, что проходить через рамки металлоискателя, а затем сидеть в помещении с незнакомыми людьми и пытаться вспомнить всё, что объясняли в школе, предстоит ребёнку, а не вам. И он не может перестать нервничать. Именно поэтому разорвать порочный круг тревоги должны именно вы — на правах взрослого и опытного родителя. Всем своим видом излучайте спокойствие и поддержку, даже если в глубине души вы переживаете.

Знайте, что бы ни случилось, безвыходной ситуации нет — у школьника всегда есть и второй, и третий шанс, а потом ещё несколько. Рано или поздно желаемый результат будет достигнут. Кроме того, никогда не поздно обратиться за поддержкой к специалисту, будь то психолог или репетитор.

Галина Шахматова, преподаватель русского языка и литературы, эксперт ЕГЭ.